Круглый стол.
Выступление Леоновой Галины Юрьевны, учителя русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2» г. Саратова.
Диалоговые методы формирования взглядов и убеждений воспитанников.
I. Различие диалоговых и монологовых форм работы на уроке.
Монологовые методы взаимодействия с ребёнком |
Диалоговые методы взаимодействия с ребёнком |
Субъект-объект воздействия (в объект нельзя никого превратить, тем более ребёнка) |
Субъект-субъект воздействия. |
Основная задача педагога – дать набор нормативов |
Основная задача педагога – помощь осмыслить нормативы |
Основной метод воздействия – (взаимодействия нет) декларирование, внушение, убеждение. |
Основной метод взаимодействия –обсуждение, решение проблемы. |
Основное содержание убеждений даётся в готовом виде, как истина, не подлежащая сомнению, должна восприниматься на веру. |
Основное содержание убеждения «выводится» самими учащимися, принимается в результате переживания проблемных ситуаций |
Экономичнее по времени |
Затратнее по времени. |
О навязшем в зубах фронтальном опросе не говорим. Это не диалог.
Зачатки есть в правильно построенной аналитической беседе.
Основная же форма – я считаю- форма дискуссии (управляемой)
1. Круглый стол – (вот как у нас – не получится диалога – нет круглого стола)- беседа на равных, во время которой происходит обмен мнениями.
2. Дискуссия в аквариуме – обсуждение проблемы сменными группами. Первая группа – обсуждает, вторая группа – рефлектирует, т.е. оценивает. Потом группы меняются ролями. Проблема обсуждается во внутреннем круге. Внешний не вмешивается, а оценивает по программе исследования.
Дискуссия – коллективное обсуждение спорного вопроса или проблемы, проходящее в форме борьбы мнений, столкновения точек зрения и оценок.
Дискуссия – коллективное размышление над вопросом или проблемой, не включающее в себя элементов спора, противостояния позиций.
Формы дискуссий
1. Круглый стол.
2. Симпозиум (научный спор, сообщения подготовлены заранее)
3. Заседание экспертной группы (Капельная дискуссия)
4. Дискуссия в аквариуме.
5. Британские дебаты.
6. Дискуссионные качели.
Приёмы поддержания дискуссии.
1. Акцентирование внимания на несовпадающих мнениях
2. Демонстрация непонимания.
3. Промежуточное подведение итогов.
4. Приёмы расширения мысли. (пример из уроков литературы – от частного к общему)
5. Приёмы корректировки мысли.
6. Приёмы, переносящие обсуждаемую проблему на реалии наше жизни (А у нас такое бывает?)
Британский дебаты.
Воспроизводят процедуру обсуждения вопросов в Британском парламенте.
1.Постановка проблемы от учителя к классу.
2. Учитель делит класс на подгруппы. Обычно они располагаются по кругу.
3. Учитель или участники выбирают по одному представителю от каждой подгруппы, который будет представлять позицию группы всему классу (спикер).
4. Даётся время для обсуждения проблемы и выявления точек зрения группы (групповая консультация)
Каждой группе можно дать короткие информационные материалы. Более 5 минут этот этап длиться не может.
5. Спикеры собираются в центре класса, чтобы высказать и отстоять позицию свое группы, в соответствии с полученными от неё указаниями. Кроме спикеров, никто не имеет права вмешиваться в ход дискуссии. Задача учителя- предотвратить выкрики с места, однако участники групп могут писать своим спикерам записки с указаниями.
6. Учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультации (1 раз)
7. Обсуждение проблемы между представителями групп заканчивается либо по истечении времени, либо после принятия (достижения) решения.
8. После такого обсуждения проводится его критический разбор всем классом.
Дискуссионные качели.
Предполагают намеренную смену точек зрения в группах.
На этапе подведения итогов можно предложить: «Подведите итоги лучшим аргументом с обеих сторон. Вырабатывайте общую точку зрения (консенсус), основанную на фактических сведениях.
Распределение ролей-функций в дискуссионной группе:
1. Ведущий (организатор) – его задача состоит в том, чтобы организовать обсуждение вопроса, проблемы, вовлечь членов группы.
2. Аналитик – задаёт вопросы участникам по ходу обсуждения проблемы.
3. Секретарь – протоколист- всё записывает.
4. Наблюдатель – в его задачи входит оценка участия каждого члена группы на основе данных учителем критериев.
5. Хранитель времени – чётко следит за временем.